|
Войны между правителями Цзинь, Цинь, У, Ци, Юэ, Сун и ЧуОколо 800-600 гг. до н. э.Захватив огромные территории, династия Чжоу так и не смогла создать сильное централизованное государство. Большую половину истории Западного Чжоу на его троне сидели ваны, которые не обладали большими способностями государя и предводителя своей армии. Поскольку центральная власть постоянно слабела, то большая часть ее постепенно перешла в руки провинциальной знати. Так образовалась многочисленная прослойка местных правителей-военачальников I их называли чжухоу), каждый из которых командовал войсками, подчиненными лично ему. На более чем два столетия история государства Западное Чжоу стала хроникой постоянных больших и малых войн между примерно ста сорока местными военачальниками, которые обладали огромной автономией от власти своего правителя из династии Чжоу, теперь чисто номинального. Маленькие армии совершали поход за походом на своих соседей, опустошая их земли. В случае военной удачи — захватывая их. Ко всем бедам населения страны, лишенной твердой центральной власти, прибавилась еще одна. Этой бедой стали частые вторжения, а потом и прямая экспансия воинственных полукочевых племен жунов (родственных чжоусцам). Особенно сильными столкновения оказались во время правления Ю-вана (781—771 гг. до н.э.) Опасность со стороны племен жунов была настолько велика, что правящая династия Чжоу решила перенести собственную столицу восточнее, в район современного города Лояна. После этого государство Чжоу стало именоваться в истории как Западное Чжоу. Затем страна подвергается нападениям нового противника в лице союза кочевых племен, известных под названием ди. Их отряды совершали нападения на селения даже в непосредственной близости от столицы государства. Армия династии Чжоу таяла как снег не столько от боевых потерь, сколько от того, что ее значительные части переходили в полное подчинение местным правителям-чжухоу, не только командовавших ими, но и бравшими воинов на свое содержание. Постепенно в междоусобных, часто бескомпромиссных и потому кровопролитных войнах местных военачальников, которые совсем перестали повиноваться чжоускому вану, «уцелело» только семь— Ци, Цзинь, Цинь, У, Юэ, Чу и Сун. По сути дела, они давно превратились в полновластных царей, каждый из которых заметно усилился в ходе военной анархии, которая властвовала на всей огромной территории Западного Чжоу. Дело дошло до того, что образовавшиеся царства стали нападать на владения самого вана Западного Чжоу. Была подорвана его военная и экономическая сила. Постоянно скуднеет казна вана. Территория «столичной» области заметно сокращается в пользу воинственно настроенных соседей — Чу, Цзинь, Чжэн и других. Приходит время, когда власть чжоуского вана стала распространяться только на небольшой район, примыкавший непосредственно к Лаояну. Дело дошло до того, что после смерти одного из чжоуских ванов у его сына-наследника не оказалось средств для совершения требуемых обычаем похоронных обрядов, и похороны отложили на семь лет. В это же время местные властители порой воевали друг с другом под боевым лозунгом: «Заставить всех уважать вана». Когда власть вана Западного Чжоу окончательно сошла на нет, между его бывшими военачальниками начались нешуточные войны за гегемонию в государстве. Сперва «гегемоном» в 650 году официально был провозглашен правитель Ци. Это событие произошло на съезде чжухоу. Но уже вскоре «гегемоном» становится правитель царства Цзинь Вэнь-гун, имевший сильное войско. Во время правления Вэнь-гуна (636—628 гг. до н.э.) царство Цзинь заметно расширило свои границы. Судьба этого человека была необычна. Его матерью была женщина из племени жун. Юный Вэньгун долгое время жил среди кочевников ди и для китайцев по происхождению и воспитанию считался «варваром». И такой человек оказался во главе зыбкого союза древнекитайских царств. История донесла до нас образ правителя Цзинь: он «ходил в рубахе из грубой материи, в овчинном тулупе, подвязывал меч сыромятным ремнем и тем не менее распространил свою власть на все земли посреди четырех морей». Вскоре началось острое соперничество между Цзинь и царство Чу, которое стремилось к господству на Средне- китайской равнине. Правитель Чу принял титул вана. Это был открытый вызов тем царствам и чжухоу, которые воевали между собой за «гегемонию» под лозунгом «уважения» к чжоускому Сыну Неба. Чуский ван становится первым правителем в Западном Чжоу, который не признал главенство уходящей в прошлое династии Чжоу. Началась большая война между Цзинь и Чу, которая сперва шла с переменным успехом. В итоге цзиньская армия была разбита. Взять реванш, который оказался достаточно убедительным, она смогла лишь в 575 году. Почти одновременно с этой войной проходила война между приморскими царствами У и Юэ. И тот, и другой противники предпочитали вести боевые действия не на суше, а на воде. Для того чтобы нанести поражение Чу, правитель Цзинь заключает союз с У, направив в его войска своих военных советников. Но убедить союзников в больших возможностях боевых колесниц они не смогли. Примерно в конце 600 годов до н.э. династия Западного Чжоу фактически сошла с исторической арены. Вся ее былая военная мощь растерялась, перейдя в руки правителей нескольких постоянно воюющих друг с другом царств, образовавшихся на огромной территории, некогда завоеванной чжоусцами. Все эти междоусобные войны чжу- хоу, ставших древнекитайскими царями, проходили при господстве на поле брани боевых колесниц. В одном из трактатов той эпохи говорилось, что колесницы — это подлинная мощь армии. Десять колесниц разбивают воинский отряд в тысячу человек. Сто колесниц — десять тысяч воинов. В том же трактате определялось тактическое предназначение боевых колесниц: «Колесницы— это крылья армии; они ниспровергают крепкие позиции, поражают сильного противника, преграждают путь бегущим. Конница — это разведка армии; она преследует разбитого противника, отрезает ему подвоз провианта, рассеивает его лучшие отряды». Именно в то время колесницы стали делиться на два вида: боевые, запряженные четверкой лошадей, и тяжелые транспортные, запряженные двенадцатью волами. Последние предназначались для перевозки различных военных грузов и устройства полевых укреплений.
|