Войны Скифии

VII в. до н. э.

Легендарные скифы — родственные племена североиранской языковой группы — расселились в Северном Причерноморье где-то в VII веке до н.э. Они образовали мощное степное государство, просуществовавшее до второй половины III века после Рождества Христова. Скифия пала под ударами народа готов, начавшего свою миграцию на юг из прибалтийских земель. В ходе Великого переселения народов скифы окончательно растворились среди его воинственных племен. Великий историк древности Геродот оставил нам первые достоверные сведения о великой Скифии. По его свидетельству, скифы занимали огромную степную территорию, имевшую вид четырехугольника. Южной его стороной был берег Черного моря общим протяжением «на 20 дней пути», то есть около 700 километров. Более поздние свидетельства позволяют сказать, что Великая Скифия была огромной страной. Так называемые европейские скифы жили не только в Северном Причерноморье, но и в приазовских и прикаспийских степях, на территории современных Венгрии, Румынии и Болгарии. Скифы-массагеты обитали в казахских и среднеазиатских степях. Геродот делит скифов на три большие группы прежде всего по роду занятия. По его свидетельству, скифы-паха-ри занимались земледелием в долинах рек Буг и Днепр. Скифы-кочевники жили к востоку от Днепра. Кроме того, Геродот упоминает о так называемых «царских скифах», однако не указывает мест их обитания. Позднее археологи установили, что «царские скифы» проживали в районе реки Молочной.

Все же большинство скифских племен было кочевыми, имевшими огромные табуны лошадей. Поэтому конница изначально являлась основой войска Скифии. В могилах ее племенных вождей находят десятки и даже сотни скелетов лошадей, принесенных в жертву и похороненных вместе с вождем, чтобы и в ином мире верно служить ему. Геродот считал скифов выдающимися по уму, мудрейшим из народов. В древних народных сказаниях говорится, что воинственный скифский народ поклонялся мечу, как арабы камню, а персы — реке. Скифы расселились в Северном Причерноморье после длительной войны с такими же кочевыми племенами, как они сами, киммерийцами. Окончательно случилось это где-то к 700 году до н.э. По сведениям древнегреческого историка Страбона, киммерийцы, обитавшие на «темном Боспоре», то есть по берегам Керченского пролива, неоднократно вторгались на черноморские берега и воевали с малоазиатскими государствами Каппадокией, Пафлагони- ей и Фригией. Степная война между скифами и киммерийцами велась огромными армиями легковооруженной конницы, которые начинали свои сражения с метания в друг друга тысяч легких оперенных стрел. При этом тысячи всадников маневрировали по бескрайней степи, стараясь зайти противнику в тыл и окружить его или устроить засаду. Бои больше всего напоминали единоборства отдельных всадников или их групп. Все же искусство ведения степной войны оказалось выше у пришельцев- скифов. Киммерийцы после долгого и упорного сопротивления были вынуждены откочевать со своими бесчисленными стадами из Северного Причерноморья на юг. Скифы стали хозяевами их степей. К тому времени скифские племена жили по законам военной демократии. Вопросы жизни племени решало народное собрание, вожди избирались. Имелся влиятельный совет племенных вождей, который координировал жизнь на большей части Скифии и занимался проблемами внешней политики. Главным вопросом, которым зани­мался совет вождей племен, было, естественно, ведение войны. Бог войны был самым почитаемым у всего населения Скифии — как кочевого, так и земледельческого. На войну выходили все мужчины, способные владеть оружием и держаться в седле.

У скифских племен был единый бог войны — Арес. Каждое племя, каждый род устраивал в его честь святилище. Это было, как указйвает Геродот, нагромождение связок хвороста: «Приблизительно три стадии в длину и в ширину, в высоту же меньше. Наверху сделана ровная четырехугольная площадка, три ее стороны обрывистые, а с одной же стороны она имела доступ. Каждый год они наваливают сто пять­десят повозок хвороста: ведь (кучи хво­роста) всегда оседают от непогоды. Поверх этой кучи во всех (святилищах) водружен древний железный акинак; он и является изображением Ареса. Этому акинаку ежегодно приносят в жертву мелкий скот и лошадей; и в общем, в отличие от других богов, приносят сверх того еще и такие жертвы. Сколько бы они ни захватили в плен врагов, одного мужа из каждой сотни они приносят в жертву, но не так, как скот, а иначе. Полив головы (пленных) вином, они закалывают людей над сосудом и затем, подняв его вверх на кучу хвороста, выливают кровь на акинак. Кровь они несут наверх, а внизу у святилища делают следующее. Отрубая у всех убитых людей правое плечо вместе с рукой, бросают их в воздух, и затем, совершив остальные жертвоприношения, они удаляются. Рука лежит в том месте, куда упадет, а труп отдельно». Скифия, как степное государство, стала оформляться только с VI века до н.э. Это было связано с тем, что постепенно власть племенных вождей стала наследственной, и они превратились в царей. Народные собрания постепенно теряли свою властную силу. Первым единым царем Скифии стал Атей, который сумел устранить других царей и узурпировал верховную власть. Он объединил страну от Азовского моря до берегов Дуная, перешагнув затем через него. Его столицей являлось крупное укрепленное поселение на нижнем Днепре — так называемое Каменное городище. Скифское государство выдержало испытание временем на протяжении нескольких столетий. Историк из Древнего мира Фукидид отмечал, говоря о жителях северных степей, что «ни один народ сам по себе не в силах устоять против скифов, если бы все они жили между собой согласно». Довольно скоро скифам, людям воинственным, стало тесно в степях Северного Причерноморья, которые бескрайними не оказались. В VII веке до Рождества Христова скифские племена под предводительством царя Партатуа (Прототития) в ходе завоевательной войны совершили вторжение в Малую Азию. По свидетельству того же Геродота, они властвовали там над местными племенами на протяжении 28 лет, постоянно воюя с ними.


Ассирийский царь Асархаддон искал военного союза со скифами. Он, как известно, даже намеревался отдать свою дочь в жены скифскому царю Партатуа. Скифы помогли тогда ассирийцам одолеть вражескую коалицию во главе с Лидией и, задобренные богатыми царскими дарами и еще более знатной военной добычей, удалились с победой из Малой Азии в свои степи. Когда скифская конница появилась на границах Древнего Египта, то фараон Псамметих преподнес пришельцам богатые дары. Только так он спас свое государство от вторжения новой волны причерноморских кочевников. Перед этим египтяне с великим трудом отби­лись от не менее воинственных киммерийцев.
Скифы создали собственное государство и сильную для своего времени военную организацию. Вся Скифия делилась на области. Во главе государства стоял царь, но власть его ограничивалась советом племенных вождей и народным собранием, которое собиралось только при решении вопросов ис­ключительной важности. Экономика страны держалась на скотоводстве и землепашестве. Развиты были различные ремесла. По сей день удивляют мир их художественные изделия из золота, найденные в степных курганах. До образования Великой Скифии войско племен представляло из себя конное ополчение кочевников. В последующем из него выделились конные дружины племенных вождей и царя, которые состояли из числа степной знати. Дружинники славились меткой стрельбой из лука и верховой ездой. Еще позднее появилось пешее войско, ядро которого составляли скифы-землепашцы. Содержание или покупка коней для войны оказалась им не под силу. У скифов все мужчины были воинами. Главным богатством и гордостью каждого скифского воина являлись его быстроногий степной конь и вооружение. Скифский воин вошел в мировую военную историю как конник, человек лично храбрый, упорный, свободолюбивый. О любви к свободе скифского народа говорит такой пример. По сообщению Помпея Трога, египетский царь Везосис, решив объявить войну скифам, предложил им изъявить ему свою покорность. На это египетским послам скифы ответили так: «Предводитель столь богатого народа лишь по высокомерию начал войну с нищими, войну, которой ему более следовало бы опасаться дома, так как исход войны сомнителен, награды за победу нет никакой, а вред очевиден. Поэтому-то скифы не будут ждать, пока придет к ним враг, от которого им следует желать гораздо большего (чем врагу от них), но сами пойдут навстречу добыче».

Скифы имели луки со стрелами, которыми они владели с детства мастерски, дротики, которые метались во врага на полном скаку. Изображения скифских лучников на греческих и собственного изготовления золотых сосудах позволяют говорить, что скифский лук состоял из двух серповидных частей. По всей вероятности, это были два рога, соединенных в одно целое скорее всего деревянной смычкой. Геродот описывает скифский прием стрельбы из такого дальнобойного лука. Древнегреческий историк свидетельствует, что скифы натягивали тетиву лука не к груди, как это делали воины других народов, а к плечу. Они искусно стреляли как с правого, так и с левого плеча. Современников поражала меткость их лучного боя на полном скаку. Римский поэт-изгнанник Публий Овидий писал о том, что скифские воины часто пропитывали наконечники (они могли быть самой различной формы) своих стрел змеиным ядом, «дабы смертельную рану сделать вдвое смертельнее».
Для ведения рукопашного, конного боя использовались короткие мечи- акинаки (длинные, более 0,5 метра встречались крайне редко), длинные копья, боевые топоры— обоюдоострые медные секиры, кинжалы. Аккинаки больше напоминали длинные, широкие кинжалы, чем мечи. Они носились у правого бедра в ножнах, часто украшенных золотой обкладкой с различными изображениями. Рукоятка меча тоже часто покрывалась золотом. Всем своим оружием степные всадники владели мастерски. Широко применялись арканы, с помощью которых противник сбрасывался с коня и брался в плен. Защитное вооружение состояло из легкого небольшого щита, обшитого кожей, пластинчатого панциря, литых и чешуйчатых шлемов, поножей. Панцирь первоначально состоял из медных, а затем железных небольших пластинок, которые нашивались на кожу так, что пластинки одного ряда закрывали до половины пластинки другого ряда. Особенностью такого панциря было то, что он плотно прилегал к телу воина и не стеснял его движения ни в бою, ни при владении конем. Историки Древней Греции и Древнего Рима отмечали, что в битвах скифы носят золотые пояса и такие же повязки, а кони их златоузды и в золотых наплечниках. Обожествляя солнце и эквивалент его — золото, скифы связывали с ним и изделиями из него охранительную силу. Вековое главенство конницы определяло тактику скифского войска. В сражении скифы старались стрельбой из луков, а потом метанием дротиков с более близкого расстояния нанести противнику максимально возможный урон и расстроить его строй. Только после этого начинались рукопашные схватки, которые, как правило, завершали битву в степи.

Скифы отличались большой военной хитростью. Они умело заманивали врага в устроенные засады, применяли ложные атаки, своим отходом уводили врага от их становищ и лагерей в безводную степь, после чего окружали неприятеля. Особенно славились скифы неожиданными ударами из дальних засад на закате солнца. Бой скифы вели как наступательный, так и оборонительный. При этом их войско делилось на отдельные отряды самой различной численности. В ходе сражения внимание уделялось ровному строю по фронту, при этом отряды никогда не смешивались. Строй степной панцирной конницы иногда для атаки приобретал форму клина. Обладая огромной массой хорошо маневренной конницы, скифы проповедовали стратегию самого решительного натиска на любого врага. Не менее сильной у них была стратегия изматывания вражеской армии, особенно если она имела численное превосходство. Тогда такого врага изматывали частыми наскоками конницы днем и ночью, обстрелами из луков с предельной дистанции, засадами, которые удавались скифской коннице даже в казалось бы ровной, как стол, причерноморской степи. Нападения в таких случаях велись небольшими отрядами всадников, которые после наскока быстро исчезали в степи.
Скифы одними из первых применили в войнах стратегическое отступление, чтобы тем самым изменить соотношение сил. Если отступать приходилось в глубь своих степей, то скифы сразу же начинали вести «малую войны» по изматыванию врага, которому не давалось покоя ни днем, ни ночью. При этом скифы стремились уничтожать неприятельские запасы продовольствия и угонять скот. Степь кочевники выжигали, чтобы лишить вражеских коней подножного корма.

Они же первыми разделяли в битве свое войско на две части, каждая из которых имела строго определенные задачи. Первая часть находилась перед фронтом наступающего врага, а вторая была в постоянной готовности ударить ему во фланг или при удобном случае зайти в тыл и начать окружение. Степные воины обладали и искусством строительства оборонительных сооружений. В лесостепях они умело строили родовые городища, которые защищались высокими валами и глубокими рвами. Вокруг своих городов скифы собственными руками возводили крепостные стены с башнями из дикого камня. Ворота в скифские города хорошо защищались. Свои завоевательные войны скифы вели в основном в южном направлении. В первой половине VII века до н.э. скифы завоевали Сирию, Мидию, Палестину и стали господствовать в Передней Азии. При этом скифы вели кочевое хозяйство, не оседая в захваченных и признавших их власть городах. Однако их властвование на завоеванных южных землях продолжительным в истории не было. В начале VI века до Рождества Христова скифов вытеснили воинственные, хорошо организованные мидийцы. Следует заметить, что в войнах с ними скифы особо не упорствовали и постепенно откочевали в родные причерноморские, приазовские и прикаспийские степи. Господство скифов в Малой Азии закончилось после того, как царь Мидии Астиаг, преемник Киаксара, пригласил на пир скифских вождей, споил гостей и предательски перебил их. Возможно, что здесь не обошлось без знахарских снадобий, которыми всегда славился Восток. Однако скифскому вождю Мадаю удалось спастись, и он увел степное воинство на далекую родину.


 

Создать бесплатный сайт с uCoz