Войны Давида, царя Иудеи и Израиля

1010-973 гг. до н. э.

Одним из самых сильных государств Палестины в конце XI века до н.э. стало Иудейское царство со столицей в городе Хеброне. Оно было образовано на палестинском юге библейским народным героем Давидом. По библейской легенде, юноша-пастух Давид победил в единоборстве на поле битвы велика­на-филистимлянина Голиафа и отсек ему голову. Имя Давида означает «вождь», «царь». Как глава Иудеи и военачальник он выдвинулся в ходе военного противостояния иудеев с филистимлянами. Эта борьба длилась несколько десятков лет. По свидетельству Библии, Давид ранее был предводителем разбойничьей орды, которая помогала иудеям в их войнах с филистимлянами. Иудея граничила с Израильским царством, созданным не менее легендарным по Библии Саулом. Тот пытался объединить под своим правлением весь Израиль и распространить влияние на соседние страны. После гибели Саула в сражении царь Давид взял на себя исполнение идеи объединения в единое государство всех еврейских племен. После смерти Саула иудейский царь в течение семи лет ведет упорную вооруженную борьбу с преемником царя Израиля и его сыном Ишваалом и побеждает его. После этого он становится правителем объединенного Израильско-Иудейского царства. Таким образом, еврейские племена получают единого монарха и в Палестине образуется большое государство Древнего мира.

В ходе продолжавшейся войны с филистимлянами Давид проявил дарование военного организатора и полководца. Своей властью он объединил войска Иудеи и Израиля в единую армию и повел наступательные действия. Значительная часть Палестины стала ареной большой войны, в которой штурмом брались укрепленные города, неприятельские отряды совершали переходы в пустынной местности, стремясь внезапно напасть друг на друга. Военный вождь иудеев выбрал правильную тактику ведения войны против филистимлян. Их тяжеловооруженным отрядам было трудно вести маневренную войну в труднопроходимых горах Иудеи. Легковооруженные иудейские ополченцы успешно вели партизанскую войну, постоянно устраивая неприятелю засады в горных ущельях и внезапными нападениями добиваясь больших и малых, но постоянных побед. Тем самым истощалась вражеская военная сила. Решающая битва сторон произошла около филистимлянского города Гат. Противники в ней не знали воинского строя, и победил в итоге тот, кто больше к этому стремился, был стоек и решителен. Главное войско филистимлян было разгромлено и бежало от Гаты, больше не собравшись значительными силами воедино. Царь Давид незамедлительно развил успех. Он подступил к Гате, и важная в идущей войне город-крепость была завоевана израильтянами. Это был переломный момент длительной борьбы: в ее итоге филистимляне вооруженной рукой изгоняются с земель расселения еврейских племен и больше не пытаются захватить их. Давид продолжил завоевание территории Палестины, утверждая в ней свою верховную власть. Вскоре ему сопутствует большой полководческий успех. Он с боем захватывает древний ханаанский город Иерусалим, который, находясь в центре скрещивания важнейших торговых путей, мешал укреплению связей Иудеи и Израиля.

Расположенный на большой высоте, Иерусалим представлял из себя естественную, природную крепость. Ее можно было взять приступом только с одной стороны, так как с остальных трех сторон город был защищен огромными отвесными скалами. Давид сразу понял все военное, стратегическое зна­чение завоеванной им ханаанской твердыни. Он делает Иерусалим — это горное гнездо Палестины — своей новой столицей и объявляет его главным религиозным центром страны евреев. Сюда переносится культ племенного бога Яхве. Царь Давид возвращает из филистимлянской страны захваченный ранее врагами священный символ древне­еврейской религии — «ковчег завета» — и присоединяет к государственному культу бога Яхве культ древних ханаанских святынь, священных источников и скал. После того как в Палестине утверждается гегемония объединенного государства Иудеи и Израиля, царь Давид начинает проводить серьезные для того времени преобразования еврейской армии. Тем самым он стремится укрепить суверенитет своей страны среди окружающих народов, и прежде всего обеспечить ее защиту от соседнего могущественного Египта, обладавшего многочисленной армией. Раньше войско Иудеи и Израиля представляло из себя народное ополчение, которое собиралось на войну при помоши специальных сигналов — звуков труб и костров. К племенному ополчению царь Давид добавил еще и постоянное войско, которое содержалось за счет государственной казны. В него он включил отряды наемных воинов, набранные преимущественно из побежденных филистимлян. Армия Иудейско-Израильского царства при его основателе была в своей массе пешей.

На вооружении состояли копья, мечи, кинжалы, луки со стрелами, пращи и другое оружие своего времени. Из защитного снаряжения пользовались преимущественно щитами различных форм, обычно обтянутых толстой кожей, шлемами, доспехами. Но хорошее, дорогостоящее оружие было доступно только состоятельным ополченцам. Наемники приходили, как правило, со своим оружием и командирами. Последние и заключали договор о найме. Военные успехи позволили царю Давиду в конце своего правления заняться внутренним устройством созданного им государства. Он создает аппарат чиновников, в который входили судьи, писцы, сборщики податей и дани с завоеванных областей. Податные чиновники находились под начальством главного царского казначея. Одной из важнейших должностей была особая должность «докладчика царя».
Своему преемнику — младшему сыну Соломону, который взошел на отцовский престол после убийства старшего брата, царь Давид оставил сильное устроенное государство, имевшее немалые военные силы— народное ополчение и постоянное войско, хорошо защищенную столицу — город-крепость Иерусалим и отсутствие многолетней угрозы со стороны воинственных филистимлян.

 


 

Создать бесплатный сайт с uCoz