|
Война между китайскими династиями Ся и Шань Война между китайскими династиями Ся и ШаньОколо 1523 г. до н. э.
Истории известна первая война между китайскими правящими династиями в далекой древности. Ее вели Ся и Шань (Инь). Как долго протекала эта война и какие-то подробности ее истории почти не известны. Кроме одного факта— около 1523 года до н.э. два противоборствующих войска пеших лучников сошлись между собой в битве (как сейчас говорят — генеральной) при Мин Цзяо — около современного города Чжанчжоу в провинции Фуцзянь. Можно лишь попытаться реконструировать ход этого сражения. Его начали и закончили лучники, которые выпускали друг в друга тучи разящих, легких стрел. Вероятно, что лучники войска династии Шань оказались более меткими, храбрыми и скорее всего более многочисленными. Да и командовали ими шаньские военачальники, по всей видимости, более решительно и умело, чем командиры правителя династии Ся. Вполне возможно, что воины Шань устроили противной стороне искусную засаду и первые многие сотни, а может быть и тысячи выпущенных ими стрел оказались полной неожиданностью для воинов Ся. То есть они воевали в духе своего далекого времени. Все же исследователи склонны предполагать, что решающее слово в сражении сыграли боевые колесницы. В войске династии Шань имелось, предположительно, три сотни колесниц . На каждой из них имелись, кроме возницы, один и более лучник. К тому же шаньские воины имели в большом числе современное защитное вооружение — бронзовые шлемы. В битве при Мин Цзяо войско династии Ся потерпело полное поражение. Только этим можно объяснить факт того, что династия Шань уничтожила, как таковое, враждебное ей соседнее государство и овладело его землями. Вполне вероятно, что какая-то часть воинов Ся пополнила войско своих победителей. Достоверно другое. Победоносный полководец возвратился в Великий город Шань с толпой пленных воинов Ся. После этого проходила следующая религиозная церемония. Специальный гадатель «задавал» божеству целую серию вопросов, связанных с дальнейшей судьбой военнопленных. Гадателя «интересовало» количество пленников, когда и каким способом и какому усопшему предку правителя династии Шань следует принести в жертву. Во время этих религиозных победных церемоний в жертву предкам могли приноситься сотни жизней взятых в плен вражеских воинов. Им отрубали головы, топили, сжигали на костре и так далее. Такое празднование одержанной победы в битве было связано с тем, что рабский труд еще не находил широкого применения и победители боялись оставлять в живых военнопленных — мужчин.
|